Эволюция термина или Электронные услуги в Санкт-Петербурге
Эволюция термина или Электронные услуги в Санкт-Петербурге 22 апреля 2010, Журнал IT Manager №4(78) '10
IT Manager #78Были времена, когда словосочетание «электронное правительство» или «электронное государство» употреблялось в негативном смысле и понималось как нечто, чего вообще в природе не существует, а уж термин «государственные услуги» не употреблялся и вовсе, ибо какие же услуги может предоставлять гражданину государство! Идея заставить документы «ходить» от ведомства к ведомству самостоятельно и освободить гражданина от досадной необходимости носить их «вручную» стала воплощаться в Санкт-Петербурге с начала 90-х прошлого века. Ведущим разработчиком в реализации большинства городских проектов в этом направлении стал Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр — СПб ИАЦ.

Первые шаги

С 90-х годов в Санкт-Петербурге стали активно создаваться элементы электронного правительства. Началось развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание ведомственных баз данных по предметам ведения органов власти. К сегодняшнему дню практически все исполнительные органы государственной власти города обеспечивают выполнение государственных функций с применением ведомственных информационных систем. Оптоволоконные защищенные каналы связи объединили все органы власти и большинство подведомственных им организаций в Единую телекоммуникационную мультисервисную сеть (ЕМТС). В состав городских объектов ЕМТС вошли, например, школы, больницы и поликлиники, центры социального обслуживания населения и др.

Однако для того, чтобы ведомственные системы могли обмениваться информацией, аккумулировать, хранить и передавать ее по соответствующему запросу, необходим отдельный инфраструктурный инструмент, способный работать с системами различной ведомственной и территориальной принадлежности. К 2003 г. в Санкт-Петербурге была создана Система межведомственного электронного взаимодействия органов власти «е-МОСТ», которая предоставляет унифицированные технологии для взаимосвязи и взаимопонимания разнородных информационных систем.

Два пути – одна дорога

Следующим шагом на пути к «электронному завтра» стало создание Реестра государственных функций и государственных услуг, а также разработка электронных административных регламентов — ЭАР. Этот период для лучшего понимания в общем и целом можно назвать этапом описания существующих бизнес-процессов, многие из которых, как выяснилось, требовали серьезной оптимизации. Так, например, встречались ситуации, когда необходимый документ мог запрашиваться дважды, или в нем вообще не было надобности, либо он дублировал информацию другой справки. В настоящее время в Реестре Санкт-Петербурга описаны 788 государственных функций и 243 государственные услуги.

На этом этапе процесса автоматизации деятельности органов власти по предоставлению государственных услуг населению специалистами СПб ИАЦ были созданы две системы:

Межведомственная автоматизированная информационная система обеспечения деятельности Многофункциональных центров (МАИС МФЦ);
Интегрированная автоматизированная система предоставления электронных услуг через Интернет по принципу «одного окна» (ИАС «Одно окно»), включая подсистему «Электронная приемная».

В основу работы МФЦ заложен принцип «одного окна», т.е. исключение или максимально возможное ограничение участия заявителя в процессах сбора различных справок и документов, необходимых для получения той или иной государственной услуги, а также прозрачное и контролируемое прохождение документов на всех этапах предоставления государственных услуг. Принцип реализации услуг через МФЦ предполагает участие его сотрудника в качестве посредника, представляющего интересы заявителя. В настоящее время в Санкт-Петербурге функционируют 6 МФЦ. К концу 2010 г. МФЦ будут открыты во всех 18 районах города.

«Одно окно»

Сегодня на базе МФЦ предоставляется 78 государственных услуг. По планам Правительства Санкт-Петербурга в этом году их число возрастет до 111. Подавляющее большинство этих услуг относится к наиболее сложным и массово востребованным вопросам социального обеспечения и жилищного хозяйства.

Технология ИАС «Одно окно», разработанная на базе системы межведомственного электронного взаимодействия, реализовала возможность предоставления простых и сложных государственных услуг без посредника в виде человеческого фактора. Технические решения по созданию и функционированию этой системы, а также по разработке сложных государственных услуг представляют собой «ноу-хау» Санкт-Петербурга. В рамках создания ИАС «Одно окно» в городе был создан  информационно-справочный портал «Государственные услуги в Санкт-Петербурге» (gu.spb.ru). Он посвящен вопросам предоставления государственных услуг гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям и выгодно отличается от многих аналогичных порталов системностью, полнотой и постоянным обновлением и пополнением представленной информации. Из единой точки доступа гражданин может узнать получить все необходимые сведения почти о 150 государственных услугах, в том числе предоставляемых традиционным способом, через МФЦ и «Электронную приемную». Общее число посещений Информационного портала за год его функционирования превышает 1 млн. пользователей. В среднем в месяц к этому информационному ресурсу обращаются 60–70 тыс. пользователей. Большое количество положительных отзывов со стороны горожан в адрес органов власти и сотрудников СПб ИАЦ, осуществляющих сопровождение ресурса, говорит само за себя.

Персональная информация

Еще одним новшеством, реализованным в Санкт-Петербурге, является набор услуг по предоставлению гражданину информации «о себе» — сведений, которые хранятся об этом гражданине в ведомственных информационных системах органов власти. Такая информация предоставляется только лично гражданину о самом себе и не может быть получена другим лицом. Для этого разработаны и применяются технологии аутентификации граждан при их электронном обращении к Порталу электронных услуг Санкт-Петербурга. В 2010 г. планируется предоставлять, как минимум, 5 услуг сервиса «Информация «о себе»: паспортные данные и сведения о регистрации, об имеющихся льготах и начисленных пособиях, о состоянии оплаты жилищно-коммунальных услуг, о начисленных субсидиях и компенсациях по оплате «коммуналки»,  о наличии судебного делопроизводства. Уже сегодня можно получить на портале две из названных услуг —  первую и вторую.

Сейчас справедливо прозвучал бы вопрос читателей о том, как осуществляется защита персональных данных в ведомственных системах. Ни для кого не секрет, что всех нас давно «посчитали» и «записали». В этой связи важно отметить, что все ведомственные и общегородские информационные системы созданы и функционируют в защищенном исполнении при соблюдении всех требований российского и международного законодательства в области защиты информации. Организация информационного взаимодействия органами власти строится (помимо применения защищенных каналов связи ЕМТС) на основе использования средств криптографической защиты электронно-цифровой подписи. Для этих целей с 2006 г. на базе СПб ИАЦ работает Удостоверяющий центр исполнительных органов власти Санкт-Петербурга, который осуществляет управление жизненным циклом ключей ЭЦП для их использования в электронном документообороте как городских органов власти, так и коммерческих структур.

В целях идентификации граждан при электронном взаимодействии с органами власти в рамках ИАС «Одно окно» создан Центр сертификации пользователей «Электронной приемной». Центр выпускает смарт-карты доступа к электронным услугам[1]. В 2010 г. планируется принимать заявки и выдавать карты гражданам через МФЦ.

Два сапога – выходит пара
 
В настоящее время  СПб ИАЦ решает новую технологическую задачу — интеграция системы МИАС МФЦ и подсистемы «Электронная приемная». Совместный проект будет реализован в составе решения  «Портал государственных услуг Санкт-Петербурга» — www.pgu.spb.ru. В ближайшем времени портал станет единой точкой доступа для получения информации, электронных услуг и отслеживания прохождения процедуры их предоставления. Состав новой системы, наследующей имя «родителя» (МАИС МФЦ) приведен на рисунке:

Сегодня «электронным правительством» или «электронными услугами» уже никого не напугаешь и не удивишь. Эволюция термина очевидна. Очевидна эволюция и в нашем миропонимании, где не последнее место занимает сосредоточенность на постоянном поиске все более совершенного пути взаимодействия  двух сторон — власти и гражданина.

Авторы: Борис Исаев, директор СПб ИАЦ